Notice: Undefined index: pagesout in /home/rybinsks/rybinsksovet.ru/docs/mod/manydoc/index.php on line 557
На коллегии, состоявшейся в четверг в администрации под председательством и.о. главы города В.Ю. Хмелева, обсуждался один из самых животрепещущих вопросов конца августа - подготовка образовательных учреждений к началу нового учебного года. Выступившая с докладом директор департамента образования Е.В. Быстрова представила полную картину готовности учреждений образования и обозначила задачи, которые рыбинскому образованию предстоит решать в следующем учебном году. В первую очередь это повышение качества образования и его доступности.
Детские сады: мало мест и воспитателей
На сегодняшний день в Рыбинске вполне достаточно школ - 40, среди них - лицей, две гимназии. Доступность общего образования практически шаговая, чего нельзя сказать в части дошкольного, на проблемах которого директор департамента заостряла внимание членов коллегии не единожды.
Рыбинску катастрофически не хватает детских комбинатов: в отдел дошкольного образования поданы более пяти тысяч заявлений на место в детском саду. Причем 2400 родителей хотят получить его с 1 сентября, но 1200 малышей в этом году не смогут переступить порог детсада. Благодаря городской целевой программе развития дошкольного образования постепенно удается сокращать разрыв между потребностью в местах в детских садах и возможностью их предоставления, рассказала начальник отдела дошкольного образования Т.В. Николаева. Например, с открытием нового детского комбината в Переборах в этом микрорайоне проблема нехватки мест вообще снята. Обеспечены местами в детских садах и дети Мариевки, но вот на Полиграфе отмечается острый дефицит.
В ближайших планах - введение в строй детского сада в микрорайоне Волжский, открытие двух детсадовских групп в школе № 5. В итоге дефицит мест в ДДУ сократится на 500 единиц. Но это только облегчит ситуацию, но не изменит ее кардинально. Особенно напряженное положение с детскими садами остается на Скомороховой горе. В связи с этим присутствующие обратились к В.Ю. Хмелеву с просьбой форсировать строительство нового комбината на улице Моторостроителей.
Председатель Муниципального Совета Э.Б. Литовский предложил использовать для решения проблемы с местами в детских садах не только бюджетные источники, но и частный бизнес. Например, возможна такая схема: привлечь на строительство средства предприятий или предпринимателей, а затем предложить льготную очередь для детей их работников.
Для дошкольного образования характерна не только нехватка зданий для детворы, остро стоит здесь и кадровый вопрос: остаются вакантными 49 ставок воспитателей и 68 - обслуживающего персонала. Одной из основных причин кадрового голода остается крайне низкая, несмотря на прибавки в прошлом году, зарплата. Поэтому на коллегии прозвучало пожелание продумать механизм привлечения воспитателей в детские сады. Возможно, этому будет способствовать новая система оплаты труда педагогов-воспитателей, которая вводится с нового учебного года. В то же время в системе дошкольного образования уже появились обнадеживающие новшества - это нормативное финансирование.
Хотя сами работники образования относятся к нему по-разному, принципиальная критика в адрес данного способа выделения средств прозвучала и на коллегии. Однако школами, где нормативное финансирование было введено несколько лет назад, оно уже оценено и во многом дало им возможность развиваться. Вот и в дошкольном образовании при введении аналогичной системы бюджет по сравнению с прошлым годом вырос на 47 процентов и составил более 339 млн. рублей, что позволило улучшить состояние помещений и зданий. За счет нормативного финансирования были выполнены требования надзорных органов в плане санитарно-гигиенических норм (отремонтированы 30 пищеблоков), в обеспечении безопасности дошкольных учреждений и т.д.
Школы готовы принять и учить
Что касается школ, то на сегодняшний день, рассказала Е.В. Быстрова, все они имеют утвержденные образовательные программы и программы по сохранению здоровья школьников, обеспечены учебниками и методическими материалами. Практически полностью укомплектованы учреждения образования и педагогическими кадрами: на 40 школ - 37 вакансий.
В начале августа с Роспотребнадзором согласовано меню завтраков и обедов, подготовлен проект, согласно которому горячими завтраками будет обеспечиваться по заявкам вся начальная школа.
В настоящее время межведомственная комиссия оценивает школы на готовность к приему детей. Из-за замечаний Роспожнадзора остаются непринятыми школы №№ 19 и 32, лицей № 2, однако нарушения незначительные, их можно устранить в короткий срок. Большой объем ремонтных работ проведен во всех учреждениях образования. В этом списке - кровли, системы водопровода и отопления, пищеблоки. В школе № 30 пищеблок не только отремонтирован, но и укомплектован современным оборудованием стоимостью более 1 млн. рублей.
Во всех учреждениях, рассказала Е.В. Быстрова, приняты необходимые меры по безопасности. Все школы подключены к Интернету, а семь учреждений образования укомплектованы лицензионными программными продуктами. Ежегодно рыбинские школы и педагоги становятся победителями различных региональных и федеральных конкурсов, таких как «Учитель года», «Школа года» и пр. Грантово-стимулирующее финансирование также способствует развитию школ и материальной поддержке педагогов-новаторов.
Е.В. Быстрова привела впечатляющую динамику расходов бюджета на образование. Если в 2006 году они выражались суммой 607 млн. рублей, то в 2008 году цифра выросла до 910 млн. рублей.
Назвала она и нерешенные проблемы (часть из них озвучивалась на аналогичной коллегии еще в прошлом году, но с тех пор ситуация мало изменилась). Это выпиловка аварийных деревьев, благоустройство территорий детских комбинатов, текущая кровля в школе № 12 и другие проблемы. Остро стоит вопрос и о ликвидации последствий урагана на территориях образовательных учреждений.
Приемка школ продолжится практически до конца августа, но уже на коллегии их подготовка была названа в целом удовлетворительной. Впереди знаменательный день -1 сентября - не только для рыбинских педагогов, учеников и их родителей, но и для местной власти, ведь образование - это несомненный и значительный социальный ресурс для развития города.
Елена Кукушкина
|