О чем может рассказывать СМИ местный депутат? О своем округе, проблемах двора и школы, бани и спортплощадки. О том, как помогает людям жить, как покупает немощным старикам продукты, ремонтирует школу. Ну, может, еще о своем участии в работе депутатской комиссии по различным направлениям: социальным, коммунальным, экономическим. По крайней мере, нечто подобного ждали мы и от депутата Муниципального совета Игоря Палочкина. Тему, правда, выбрали непростую: неиспользованные источники пополнения бюджета. Предполагалось, что депутат порассуждает о непроданном муниципальном имуществе, несобранной арендной плате, приведет примеры неразворотливости чиновников, объяснит причину бюджетного дефицита. Стереотип общения с народным избранником разбился вдребезги с первых слов Игоря Палочкина:
- Население Рыбинска за ближайшие 50 лет сократится до 100 тысяч человек. Заволжской части просто не будет. Весь жилой фонд станет таким же, как сегодня - центральная часть города. Еще, наверное, мост развалится.
- Откуда такой пессимизм?
- Это не пессимизм, а реальный прогноз без иллюзий и пропаганды. Хотите знать, каким будет Рыбинск через 50 лет – посмотрите на улицу Радищева или Волжскую набережную ближе к центру. Этим разрушенным домам чуть больше ста лет. Через полвека такими же будут районы «хрущевок». Когда я задал вопрос администрации – что делать с жилым фондом, которому уже 40-50 лет и через некоторое время дома начнут падать, получил ответ: «Мы так далеко не думаем». Нашим чиновникам день бы простоять, да ночь продержаться, латая дыры и устраняя аварии.
- Но и авариями должен кто-то заниматься.
- Должен. Но сегодня в аварийном режиме работает вся администрация. Или делает вид, что работает. Структура администрации – это советская модель горкома: отдел строительства, отдел транспорта, отдел торговли… Спросите, что они делают? Скажут: наблюдаем и контролируем. Но наблюдают общественные организации, контролирует прокуратура. По большому счету чиновники должны сказать себе: наша цель – общество, создать два отдела: консолидации общества и доходный - и направить на эти цели 90 процентов усилий.
- Доходный – это понятно. Зачем нужен отдел консолидации общества?
- Да все просто. Доходы формирует общество. И если мы хотим увеличить бюджет, мы должны внятно объяснить населению: зачем. Зачем, например, население должно платить за пользование землей, дорогами, водой. И что взамен своих налогов получит.
- Хорошо, объяснили народу, что надо платить налоги. Но денег-то больше не стало.
- Во-первых, все-таки денег стало больше, потому что начали платить те, кто легальным или незаконным способом уходил от уплаты налогов. Во-вторых, надо увеличивать прямые и косвенные налоги: мы должны наконец-то осознать, что за все надо платить. Если хотим чистую воду – надо платить за воду, хотим новую котельную – она неизбежно будет построена на наши деньги. Закон сохранения материи на бытовом уровне: если где-то что-то прибыло, значит, где-то что-то убыло. В нашем случае материя – это деньги. Чтобы увеличился городской бюджет, нам – обществу - надо с ним – бюджетом - поделиться доходами. И в-третьих: надо жить по средствам. Вот, например, вы – человек, и у вас три руки. Вам удобно, но три руки надо содержать, кормить, а у организма ресурс только на две руки. Вам говорят: надо третью отрезать. Вы думаете: нет, я лучше буду меньше есть, больше спать, может, поможет. Не поможет. Рано или поздно лишнюю руку, которая не обеспечена содержанием, все равно отрежут. Так и в обществе: то, на что нет средств, надо отрезать.
- А кто должен решать, что отрезать в первую очередь?
- Власть вместе с обществом. Но для того, чтобы процессы шли менее болезненно, и общество поддержало непопулярные решения, власть должна быть авторитетной. Тогда общество поверит, что болезненные процедуры «отрезания» пусть в долгосрочной перспективе, но принесут благо.
- Мы привыкли к таким заявлениям: «Власть должна создать условия для увеличения налоговых отчислений».
- Власть должна сказать: вот налог, его надо платить. Но такую власть общество должно уважать и верить ей.
- Сегодня у большей части населения нет доверия к власти.
- Раньше я видел проблему в государстве. Сейчас думаю: давайте начнем с себя. Если мы не хотим меняться – почему этого требуем от власти? В России около восьмисот городов, подобных Рыбинску. И всем навязана единая модель развития. Никто не делает рывка, никто не предлагает новые схемы управления. Все держатся за старое. Не сомневаюсь, что каждый вновь избранный глава считаем свои долгом обратиться в какой-нибудь НИИ городского хозяйства: сделайте нам модель светлого будущего! У ученых есть готовые обобщенные схемы и модели, которые просто адаптируются к каждой конкретной местности. И эти модели основаны на принципе: лучше ничего не трогать, дабы не навредить. В результате у нас нет примера лучшего, светлого пятна, к которому можно стремиться.
- Что нужно, чтобы такое светлое пятно сделать из Рыбинска?
- Ко всему перечисленному выше надо, чтобы власть четко определила индикаторы качества жизни. Например, меня как жителя города волнуют безопасность жизни и состояние дорог. Раньше волновала экология, но сейчас экологическая обстановка в Рыбинске явно улучшилась. Так же и с другими индикаторами: будут дороги и безопасность, появятся новые требования. А если растет качество жизни, люди со средним достатком будут жить в Рыбинске. Зачем ехать в другой город, если и здесь хорошо живется?
- Почему говорите о среднем классе?
- Это активная дееспособная самостоятельная часть населения. Она в состоянии обеспечить себе жизнь, отдых, развитие. Богатые будут пристраиваться рядом, а малообеспеченные тянуться к среднему достатку. Именно средний класс – это основа бюджета и индикатор развития.
- То есть, обеспечив качество жизни, мы решим проблему развития города?
- Не все так просто. В первую очередь дол-жен расти уровень жизни: зарплаты, возможности людей тратить деньги. Но в какой-то момент рост уровня жизни неизбежно приведет к падению качества жизни. Простой пример – Москва. Здесь выше зарплаты, шире дороги, больше магазины. Но: хуже экология, ниже культура общения, выше преступность. Поэтому идеальная модель – это наш Рыбинск, где можно сбалансировать качество и уровень жизни.
- Ресурсы для этого есть?
- Есть, и очень много.
- Почему не используют: руки не доходят, мозгов не хватает?
- Страх потрясений. Вы испугаетесь, если вам скажут, что вы теряете часть семейного бюджета. Для преодоления страха и нужна консолидация общества.
- А что вы как депутат можете сделать?
- Я шесть лет голосовал за бездефицитный бюджет. Убеждал администрацию и коллег в том, что нужно честно планировать только реальные доходы, а не накидывать дефицит, позволенный законодательством. В начале этого года бюджет бы принят с минимальным дефицитом – считаю это и своей заслугой. Может, поэтому мы сегодня довольно мягко входим в полосу кризисных проблем. Все могло быть гораздо хуже.
- У вас не было желания попробовать себя в роли главы Рыбинска?
- Для этого у меня недостаточно внутреннего авторитета. И что значит - попробовать? Поэксперементировать над городом? Дескать, он – Рыбинск – большой, он все стерпит? Для таких решений нужно твердое убеждение в том, что ты не только знаешь, что и как делать, но можешь это сделать.
- А уехать из Рыбинска желания не было?
- Никогда. Мне нравится наш Рыбинск. Я верю в него и в его народ. И я - антиглобалист. Хочу жить в небольшом городе с высоким уровнем и качеством жизни.
- Как-то мы с вами не поговорили о самом бюджете: как копеечка к копеечке можно заработать на продаже, аренде…
- Неинтересно. Это исполнительная власть и без меня знает. Чего у нас нет – это стратегии. Существующая «стратегия» строится на местечковых целях: там залатать, тут заткнуть. Этим могут заниматься несколько человек: направлять, контролировать, регулировать. Надо думать не об отдельной дороге или конкретной трубе, а об инфраструктуре. На нее уже нанизывать мосты, дороги, водопроводы. Что у нас будет через 40-50 лет? Чахлый поселок или удобный для жизни город?
- Но, по сути, стратегия – это идеальная и, скорее, недостижимая модель будущего.
- Если не будет стратегии, не будет и будущего.
От редакции: Тема долгосрочного планирования развития Рыбинска, о которой говорит Игорь Палочкин, как правило, обсуждается на уровне принятых чиновниками целевых программ и отдельных мероприятий. Мы не знаем стратегической цели власти. Ведь нельзя же всерьез воспринимать популистские лозунги: стратегия прорыва, от выживания к благополучию и прочие рекламные тексты, которые рождаются во время выборов и умирают с уходом очередного мэра. Приглашаем горожан к разговору: что должна делать местная власть? Латать бюджетные дыры или заниматься консолидацией общества? Ремонтировать дороги или планировать будущее? А может, и то, и другое, и еще много нужного и важного для общества? И как тогда расставить приоритеты в работе органов власти? Предлагаем тему для обсуждения. Пишите: 152901 Рыбинск, Волжская набережная, д. 67, редакция газеты «Рыбинская неделя», звоните: 29-53-07.
Юлия МУРАТОВА
|