Контрольно-счетная палата Муниципального Совета проверила финансово-хозяйственную деятельность МУП «Центральный рынок» в 2008 году. 29 октября с результатами проверки ознакомились депутаты.
Основной вид деятельности МУП «Центральный рынок» – предоставление торговых мест предпринимателям. В 2008 году выручка МУПа выросла на 3,7% и составила 46 млн. рублей - затраты увеличились на 27% и достигли 40 млн. рублей. 70% всех расходов потратили на заработную плату с отчислениями. Из 2 млн. 800 тыс. рублей чистой прибыли в городской бюджет перечислили 1 млн. 400 тыс. рублей.
Финансовое положение муниципального предприятия устойчивое, но по сравнению с 2007 годом его рентабельность снизилась с 40% до 14%, - подвели итог специалисты контрольно-счетной палаты.
С легкой руки Евгения Сдвижкова Сенной рынок называют курочкой, несущей золотые яйца. Яичко в 1,4 млн. рублей для городского бюджета депутатам показалось маловато.
Председатель Муниципального Совета Эдуард Литовский обратился к директору рынка:
- В 2007 году у вас была зарплата 60 тысяч, в декабре 2008 достигла 85 тысяч рублей, рентабельность при этом упала с 40% до 14%, а рентабельность – это основной показатель эффективности работы предприятия. Зарплата руководителя должна зависеть от результатов работы предприятия.
По словам Эдуарда Литовского, собственник, то есть городская администрация, должна устанавливать муниципальным предприятиям показатели экономической эффективности и контролировать их выполнение. Администрация Рыбинска этого не делает. До августа 2008 года чиновники регулировали тарифы, по которым предпринимателям предоставляются торговые места, но потом этот вид деятельности исключили из перечня социально значимых услуг. Сейчас договор между администрацией рынка и арендаторами носит произвольный характер.
Автомобиль вместо прибыли
В октябре 2008 года, в разгар суда над Сдвижковым, предприятие приобрело для городской администрации автомобиль NISSAN ALMERA CLASSIC. На автомобиль потратили 476 тысяч рублей, а потом он, видимо, где-то затерялся, поскольку и.о. директора департамента недвижимости Марина Тремасова не могла сказать депутатам, у кого он стоит на балансе. Машину, скорей всего, найдут, по крайней мере, депутаты поручили чиновникам это сделать. Но доля прибыли, которую МУП должен был перечислить в городской бюджет, сократилась на половину стоимости автомобиля. КСП предложила возместить эти деньги - за руководство рынка вступилась заведующая контрольно-ревизионным отделом администрации Нина Башева:
- Автомобиль передали, еще и половину его стоимости хотите? Не много ли будет?
По мнению специалистов КСП, отношения «предприятие – собственник» и отношения «предприятие – бюджет» путать не нужно. Бюджет формируется не для личного пользования чиновников, а для всего города. Если бы деньги поступили в бюджет, их распределили бы под контролем депутатов. Возможно, их направили бы на строительство садика на Скомороховой горе, на проектирование которого потратили 3 млн. рублей, а потом оказалось, что строить не на что, или на ремонт дорог. Специалисты КСП считают передачу имущества порочной практикой, которую надо пресекать, иначе вся прибыль МУПов поплывет мимо бюджета на насущно необходимые нужды чиновников.
Информационное обслуживание – залог успешной торговли?
631 тысячу рублей предприятие потратило на информационное обслуживание. За эти деньги газета «Рыбинские известия» каждую неделю публиковала, какие в Рыбинске цены на мясо, какие на маргарин, сколько стоят макароны, морковь и т.д. Не упоминая МУПа, читателям рассказывали, что нитраты содержатся в капустных кочерыжках, что зонтики придумали китайцы и что чеснок – хорошее глистогонное средство.
Алексей Бочарников заверил: благодаря договору на информационное обслуживание количество покупателей даже в условиях экономического кризиса не уменьшилось, следовательно, не сократилось и число арендаторов. Но экономических расчетов в подтверждение своего тезиса не представил. И вот незадача: руководство других рынков не заказывало газете статей про глистогонные свойства чеснока, а места сдают по сопоставимым расценкам.
Нет ничего более постоянного, чем временное
Чтобы увеличить доходность рынка, Алексей Бочарников предлагает построить новый павильон и перевести в него торговлю с улицы Луначарского. На Луначарского расположены социальные торговые места, где жители реализуют продукцию своих садов и огородов. Сколько они будут платить за место в новом павильоне, Алексей Бочарников не сказал, но заверил, что реализация проекта принесет 4,5 млн. рублей чистой прибыли в год.
В последнее время строительство павильонов на рынке ведется особенно активно. Депутаты Татьяна Глазкова и Геннадий Смирнов поинтересовались, существует ли проект реконструкции территории. Оказалось, проекта нет – есть картинка, представляющая видение, как все должно быть. Для строительства павильонов проектов не нужно, потому что они являются временными сооружениями.
Возможно, для временных сооружений, которые после 2012 года будут капитальными, проектов и не нужно. Но рынок находится в самом центре города. И что получится в результате его реконструкции – единый ансамбль, которым рыбинцы будут гордиться, или нагромождение курятников – городу должно быть небезразлично.
Администрации поручили
По словам заместителя председателя Муниципального Совета Игоря Палочкина, заслушанный отчет – яркий пример работы муниципального предприятия, когда основной целью ставится увеличение затрат и неполучение прибыли, которая поступает в доходную часть бюджета. Поэтому работу рынка решили взять под строгий контроль. Депутаты поручили администрации в срок до 1 декабря утвердить плановые экономические показатели предприятия на 2010 год, согласовав фонд заработной платы, затраты на реконструкцию и капитальный ремонт. Тарифы на предоставление торговых мест рекомендовали включить в перечень регулируемых тарифов.
Предложения КСП о дополнительных перечислениях в бюджет поручили проработать комиссии по бюджету, налогам и финансам.
Ирина КОНОВАЛОВА
|