МЕНЮ
СтруктураРуководство СоветаПолномочияКомиссииДепутатыДокументыУстав г. РыбинскаРешенияПроектыПрочиеНовостиКонтрольно-счетная палатаСвободный микрофонБлагодарственные письмаВопросы и ответыФотогалереяКонтакты
Документы
Прочие :  Что надо знать о взносах на капитальный ремонт

С 2014 года собственники квартир будут уплачивать обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, минимальный размер которого определяется субъектами Российской Федерации и устанавливается в рублях с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику. Новая система финансирования капитального ремонта многоквартирных домов утверждена федеральным законодательством. Суть заключается в следующем: каждый собственник обязан ежемесячно осуществлять платеж в установленном размере. Эти деньги поступают на специально открытый банковский счет или в Фонд регионального оператора. Образовавшиеся в результате регулярных платежей накопления в будущем пойдут на осуществление необходимых ремонтных работ. Взносы на проведение капитального ремонта будут обязательными.

Кто платит? Собственники. Наниматели не платят

Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на выполнение капитального ремонта общего имущества была определена Жилищным кодексом с момента его принятия (2005 год). Но до декабря 2012 года вводить или нет плату на капитальный ремонт, в каком размере ее вводить, решало общее собрание собственников помещений в доме. Если решение о накоплении средств не принималось, плата на капитальный ремонт не включалась в ежемесячные платежи собственников.

Дома старели, здравый смысл подсказывал: ремонт был необходим немедленно или в скором будущем, но собственники не готовились к нему, не имели «резервных» средств.

Согласно внесенным в Жилищный кодекс изменениям собственники помещений теперь обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее – взносы на капитальный ремонт). Это сказано в части 1 статьи 169 Жилищного кодекса.

Обязанность вносить взносы на капитальный ремонт распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме – на собственников квартир и собственников нежилых помещений, на граждан, юридических лиц, на собственников муниципальных и государственных помещений. Взнос на капитальный ремонт включен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК). Такой взнос стал частью квартирной платы, его нельзя исключить собственнику самому индивидуально, не доплатить по своим личным соображениям.

В случае если право собственности на помещение перешло к новому собственнику, а у прежнего остались долги по уплате взноса на капитальный ремонт, новый собственник обязан не только вносить взнос на капитальный ремонт, но и погасить долг прежнего собственника (часть 3 статьи 158 ЖК). То есть долг по взносам на капитальный ремонт общего имущества следует судьбе помещения.

Предусмотрены случаи освобождения от уплаты обязательных взносов.

От обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт освобождены собственники помещений:
- в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу;
- в многоквартирном доме, по которому принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом доме.

Собственники помещений в таком многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт со следующего месяца после принятия решения об изъятии земельного участка (часть 2 статьи 169 ЖК).

Жилищным кодексом также установлено, что при изъятии земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных или государственных нужд, накопленные в фонде капитального ремонта средства возвращаются собственникам помещений в многоквартирном доме. Распределение средств осуществляется пропорционально уплаченным собственниками помещений взносам. Если собственник помещений поменялся, новый собственник получит не только то, что уплатил он сам, но и взносы предыдущего собственника помещения (часть 2 статьи 174 ЖК).

На основании каких решений выполняется изъятие жилых помещений, какое жилье будет предоставлено взамен изъятого, рассматривается индивидуально по каждому отдельному дому и случаю.

Речь в законодательстве идет именно о собственниках жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. Наниматели муниципальных (и государственных) квартир не платят взносы на капитальный ремонт, потому что это обязанность собственников государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 154 ЖК).

Региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодному пересмотру

В целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, содержание региональной программы капитального ремонта должно включать в себя:

1) наименование муниципального образования субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом;
2) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
3) информацию об износе общего имущества многоквартирного дома, определяемом по результатам мониторинга технического состояния многоквартирного дома на момент включения такого дома в региональную программу капитального ремонта;
4) дату ввода многоквартирного дома в эксплуатацию;
5) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
6) плановый год проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе сроки выполнения каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
7) дату проведения и вид последнего капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в региональной программе капитального ремонта определяется исходя из следующих критериев: износ общего имущества многоквартирного дома, определяемый по результатам мониторинга технического состояния многоквартирного дома; год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; дата и вид проведения последнего капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома; наличие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт

Жилищным кодексом установлено, что вопрос о том, сколько платить, тоже не будет вопросом дискуссий. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливает субъект Российской Федерации. Платить меньше, чем установленный минимальный размер взноса собственники помещений не вправе (часть 1 статьи 169 ЖК). Но при желании собственников быстрее провести капитальный ремонт, либо дополнительные работы сверх запланированных, они могут на общем собрании принять решение об увеличении размера взноса на капитальный ремонт общего имущества дома, вносить ежемесячно больше, чем установленный минимальный размер (часть 8.2 статьи 156 ЖК). Или могут установить размер единовременного дополнительного взноса на капитальный ремонт.

Минимальный размер взноса устанавливается в срок до 1 октября года, предшествующего очередному трехлетнему периоду реализации региональной программы капитального ремонта в рублях в расчете на 1 квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения. Поэтому ежемесячный размер взноса на капитальный ремонт, который должен оплачивать собственник, определяется умножением установленного минимального размера взноса на общую площадь его помещения.

Меры поддержки собственников с низкими доходами при внесении ими взносов на капитальный ремонт

Введение обязательного взноса на капитальный ремонт увеличивает ежемесячные расходы собственников помещений, связанные с оплатой содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг.

Раньше, когда плата на капитальный ремонт не была обязательной, она не включалась в размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, который используется для определения прав граждан на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. То есть собрание собственников устанавливало плату на капитальный ремонт, но не учитывался рост расходов граждан с низкими доходами, никто не оказывал им поддержки.

Жилищным кодексом предусмотрена поддержка собственников квартир с низкими доходами при внесении обязательных взносов на капитальный ремонт. Одновременно с внесением в Жилищный кодекс норм, связанных с обязательностью для собственников помещений взноса на капитальный ремонт, внесено специальное дополнение, согласно которому расходы собственников жилых помещений на уплату взноса на капитальный ремонт (исходя из установленного минимального размера взноса) включаются в размер расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, по которым может быть предоставлена субсидия на оплату жилого помещений и коммунальных услуг (часть 6 статьи 159).

Поэтому введение обязательного взноса на капитальный ремонт в установленном минимальном размере не должно привести к ухудшению финансового положения собственников – граждан с низкими доходами, которые уже получают субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За счет взносов увеличится ежемесячная плата граждан с низкими доходами, но соответственно будет увеличен размер субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Кроме того, при такой гарантированной государственной поддержке право на получение субсидии может возникнуть у граждан, которые до введения обязательного взноса на капитальный ремонт не были получателями субсидий, если их расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, включая взнос на капитальный ремонт, превысят установленную в регионе максимально допустимую долю в совокупном доходе семьи.

Когда возникает обязанность вносить обязательные взносы на капитальный ремонт

Общее правило состоит в том, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт возникает с момента возникновения права собственности на помещение в многоквартирном доме (часть 3 статьи 158 ЖК). Но поскольку обязательные взносы на капитальный ремонт введены в Жилищный кодекс только в декабре 2012 года, в нем специально указано, с какого момента собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить эти взносы. Жилищный кодекс не устанавливает какую-то конкретную дату, с которой начинается уплата обязательных взносов на капитальный ремонт. Возникновение этой обязанности связано с опубликованием региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, в которую вошел многоквартирный дом.

Согласно Жилищному кодексу обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 ЖК).

Фонд капитального ремонта и средства, за счет которых он формируется

Фонд капитального ремонт – это средства, предназначенные для финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Фонд капитального ремонта должен быть создан для каждого многоквартирного дома.

Основной источник средств наполнения фонда капитального ремонта – ежемесячные взносы собственников помещений в многоквартирном доме на капитальный ремонт. Эти взносы уплачиваются исходя из установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт или в большем размере, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в доме.

Кроме взносов на капитальный ремонт в фонд капитального ремонта зачисляются также:
- проценты, уплаченные собственниками помещений за просрочку внесения взносов (их размер также устанавливается общим собранием собственников);
- проценты, начисленные кредитной организацией за пользование денежными средствами на специальном счете фонда капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК).

По решению собственников помещений в многоквартирном доме, решению членов товарищества собственников жилья в фонд капитального ремонта можно также направлять:
- доходы от передачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме (например, доходы от размещения на доме рекламы, сдачи в аренду нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме);
- средства товарищества собственников жилья, в том числе доходы от хозяйственной деятельности товарищества (часть 4 статьи 169 ЖК).

Для оплаты каких расходов можно использовать средства фонда капитального ремонта

Средства фонда капитального ремонта могут использоваться для:
- оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- оплаты услуг по строительному контролю;
- погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты услуг и работ по капитальному ремонту;
- уплаты процентов за пользование кредитами, займами;
- оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по кредитам и займам на капитальный ремонт многоквартирного дома (часть 1 статьи 174 ЖК).

При этом Жилищным кодексом установлены ограничения по использованию средств фонда капитального ремонта, сформированных за счет взносов собственников помещений исходя минимального размера взноса на капитальный ремонт. Эту часть фонда капитального ремонта можно использовать только для оплаты установленного перечня услуг и работ по капитальному ремонту, для погашения кредитов и займов, которые были получены для выполнения этих работ и уплаты процентов по таким кредитам и займам (часть 1 статьи 174 ЖК).

Перечень услуг и работ по капитальному ремонту, которые могут быть оплачены за счет средств от взносов минимального установленного размера, определил Жилищный кодекс (часть 1 статьи 166 ЖК). Этот перечень включает:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) утепление и ремонт фасада;
6) установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
7) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Законом региона может быть установлен дополнительный перечень услуг и работ, которые также могут оплачиваться за счет средств от минимального размера взноса. Этот перечень включает:
- разработку проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
- проведение экспертизы проектно-сметной документации;
- энергетическое обследование многоквартирного дома, проводимое в соответствии с Федеральным законом 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- техническую инвентаризацию и паспортизацию многоквартирного дома.

Как принять решение и куда пойдут деньги

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в обязательном порядке должно быть оформлено протоколом, в котором отражается следующее:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть меньше минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного субъектом Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета (региональный оператор, товарищество собственников жилья, жилищный или иной специализированный кооператив);
5) банк, в котором будет открыт специальный счет. При этом кредитная организация должна соответствовать требованиям, указанным в ч. 2 ст. 176 ЖК РФ.

Органом государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается срок, в течение которого должно быть принято и реализовано решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, в противном случае данный фонд будет сформирован региональным оператором.

Еще раз подчеркнем, что для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете требуется согласие квалифицированного большинства (не менее двух третей голосов от общего числа голосов) собственников помещений в многоквартирном доме.

Второй способ – формирование фонда капитального ремонта региональным оператором – предназначен для собственников квартир, не желающих или не имеющих возможности принимать активное участие в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Суть данного способа заключается в следующем: в течение длительного периода (до 30 лет) собственники помещений, расположенных в многоквартирных домах, уплачивают ежемесячные обязательные взносы, за счет которых будет осуществляться финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с очередностью, установленной региональными программами.

В роли координатора деятельности по проведению капитального ремонта многоквартирных домов выступает региональный оператор – специализированная некоммерческая организация, которая образована в форме фонда. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано несколько региональных операторов.

Деятельность регионального оператора осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и иных незапрещенных источников, установленных федеральным законодательством, регулирующим деятельность некоммерческих организаций.

Одна из основных обязанностей регионального оператора состоит в осуществление функций технического заказчика работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Помимо функций, предусмотренных ч. 1 ст. 180 ЖК РФ, функциями регионального оператора являются:
1) субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, полученным на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
2) оказание бесплатной консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также реализации иных программ в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства, повышения энергоэффективности и энергосбережения, функционирования жилищно-коммунального хозяйства;
3) привлечение лиц, уполномоченных действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах, к приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ;
4) иные предусмотренные уставом регионального оператора функции.

В целях осуществления функций, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, региональный оператор:
1) заключает договоры с собственниками помещений, принявшими решение о формировании фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) организует начисление, сбор и учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 3) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 183 Жилищного кодекса Российской Федерации, ежемесячно в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным;
4) открывает на свое имя счет, счета в кредитной организации для аккумулирования взносов собственников помещений, принявших решение о формировании фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
5) открывает на свое имя специальный счет и совершает операции по этому счету в случае, если собственники помещений на общем собрании собственников помещений выбрали регионального оператора в качестве владельца счета.

Частью 1 статьи 173 ЖК РФ установлено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом следует иметь в виду, что по общему правилу решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через 2 года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 173 ЖК РФ).

Созданный фонд капитального ремонта вне зависимости от способа его формирования обладает рядом особенностей:
- строгое целевое расходование его средств (на ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; утепление и ремонт фасада; установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт фундамента многоквартирного дома (ст. 166 ЖК РФ));
- средства из фонда капитального ремонта по общему правилу не подлежат возврату, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законе.

Какой способ накопления средств лучше

Если ваш дом достаточно старый, небольшой, да и в списке на ремонт стоит в пределах 3-5 лет – тогда надо выбирать вариант взносов в общий фонд, считает Сергей Кузенев, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ярославской области, президент Рыбинской торгово-промышленной палаты. Хотя даже в общем фонде законодатель предусмотрел вариант так называемого специального счета отдельного дома. Этот вариант хоть и не очень точно определяет свои преимущества по сравнению с общим котлом, но потенциально может дать несколько больше шансов ускорить отдельные виды ремонта для жильцов.

Если же дом относительно новый, большой, без серьёзных технических изъянов – тут уж лучше не полениться и создать ТСЖ, как не крути, всё же самая оптимальная и выгодная форма управления многоквартирным домом. Ну а ТСЖ, впрочем, как и ЖСК, имеют право самостоятельно вести сбор и учёт накоплений своих жильцов на собственном счёте в банке.

Введите слово для поиска
 
 
ОПРЕДЕЛИТЬ депутата по округу
Улица:
Дом:



Схема избирательных округов
КАЛЕНДАРЬ
событий
Декабрь 2024
Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс.
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ССЫЛКИ

 

Муниципальный Совет Вконтакте    Муниципальный Совет в Телеграм

 

Администрация г.Рыбинска

 

Ярославская областная Дума

 

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

 

 

© При использовании материалов сайта ссылка на http://rybinsksovet.ru обязательна.

Сайт является официальным представительством Муниципального Совета городского округа город Рыбинск в сети Интернет согласно Распоряжению Председателя Муниципального Совета городского округа город Рыбинск первого созыва Литовского Э.Б. № 105 от 03.07.07 "Об официальном представительстве Муниципального Совета городского округа город Рыбинск в сети Интернет".
адрес:


телефон:
e-mail:
Ярославская обл., г.Рыбинск
152903, ул.Чкалова, д.89,
общественно-культурный центр
(4855) 28-32-53
msgor@bk.ru
Создание сайта — Студия «Виастайл»