По всей вероятности, Муниципальным Советом Рыбинска на будущий год будет утвержден рекордный за последние годы план приватизации муниципального имущества - и по количеству объектов, и по планируемому объему вырученных средств. Арендаторы муниципальных помещений в шоке. Что побудило депутатов сделать столь беспрецедентный шаг, нашему корреспонденту рассказал председатель городского Муниципального Совета Эдуард Литовский.
- Называют невероятное количество объектов, включенных в план приватизации. Чем вызвано такое увеличение?
- Недавно мы с и.о. главы Андреем Антроповым встречались с председателем правительства области и директором департамента финансов областной администрации. Мы пытались убедить область увеличить для Рыбинска долю отчислений от налога на доходы физических лиц и объем финансирования адресной инвестиционной программы. В ответ нас буквально ткнули носом в цифру 49 млн. рублей, которые департамент недвижимости администрации Рыбинска запланировал получить в результате приватизации муниципальной собственности в 2008 году, и сказали, что мы недостаточно используем внутренние источники для пополнения доходной части бюджета. После нашего обещания увеличить эту цифру разговор все равно был очень сложный, тема недостаточного использования внутренних ресурсов постоянно всплывала.
- План приватизации этого года выполнен?
- План этого года в денежном выражении составлял 90 млн. рублей, количество объектов - 21. Когда постоянная комиссия по бюджету, налогам и финансам отчет об исполнении бюджета за 9 месяцев, выяснилось, что план выполнен на 58 млн. рублей, но директор департамента недвижимости Наталья Поткина заявила, что по итогам 10 месяцев он выполнен на 72 млн. В настоящее время реализовано 9 объектов, в 20-х числах декабря департамент планирует провести еще один аукцион. По закону победитель должен перечислить деньги через 5 дней после торгов. Естественно, получатели эти деньги освоить не успеют.
- Так будет выполнен план или нет?
- Когда я этот вопрос задал директору департамента недвижимости, она сказала: "Я не могу гадать на кофейной гуще". Прогноз по работе ее департамента является для нее гаданием на кофейной гуще. Вот такое планирование и прогнозирование. А на этот год она вообще снизила себе планку в два раза. Ситуацию с департаментом недвижимости я считаю вопиющей.
- Может быть, их зарплату поставить в зависимости от плана...
- Самыми богатыми людьми в Рыбинске сразу станут… Шучу, конечно, по закону это сделать невозможно. Итак, со второй попытки департамент увеличивает план до 90 млн. А поскольку у департаментов здравоохранения, образования, ЖКХ, МУП "Городское благоустройство" есть обоснованные подтвержденные расходы, на которые денег в бюджете не хватает, я настаивал на том, что план приватизации должен составлять 400-500 млн. рублей. Поткина представила график на 165 млн. При угрожающей нехватке денег в бюджете составлять такие планы приватизации - это саботаж или некомпетентность, или я не знаю, что это такое. В итоге в проекте бюджета стоит цифра 200 млн., но мы считаем и этого недостаточным и хотим увеличить ее минимум до 310 млн. рублей. В проекте бюджета заложен дефицит 100 млн. рублей. А что такое бюджетный дефицит? Это непрофинансированные мероприятия. Чтобы не давать заведомо невыполнимых обещаний, область пошла на сокращение дефицита с 15 до 10%. Я надеюсь, что большинство депутатов поддержит идею принять для Рыбинска бездефицитный бюджет, для чего надо закрыть брешь в 109 млн. за счет продажи муниципального имущества и реализации аренды земельных участков под жилищное строительство. В этом случае все бюджетные получатели будут понимать, что им перечислят реальные деньги на запланированные мероприятия.
- Какой смысл принимать бездефицитный бюджет, если деньги все равно не осваивают?
- Осваивают. Неосвоенные деньги, то есть непрофинансированные мероприятия, остались только по управлению инвестиций и строительства администрации. Департаменты образования, здравоохранения, ЖКХ (хоть мы постоянно клеймим его позором), МУП "Городское благоустройство" выделенные средства освоили в полном объеме. Более того, вошли на будущий год в федеральные и областные программы . По рекомендации комиссии по социальной политике Совет принял решение заложить в бюджет будущего года 58 млн. рублей на проектирование, реконструкцию и строительство новых детских учреждений. Чтобы увеличить на 20% заработную плату педагогам дошкольного образования, нужно еще 31 млн. рублей. Где их взять?
- Зачем все строить за счет бюджет, на многие из перечисленных Вами объектов, например, на строительство детских садов, можно привлечь инвесторов…
- Программа реконструкции и строительства детских садов принята на три года. Мы рассматривали возможность привлечения различных источников финансирования. По инициативе Игоря Палочкина департаменту образования дано поручение внести предложения по программе социального партнерства, чтобы в строительстве садов могли участвовать предприятия и граждане. В первом квартале будущего года мы ждем предложения департамента образования.
- По закону о местном самоуправлении к началу 2009 года власть должна освободиться от имущества, которое ей не нужно для исполнения полномочий…
- В Федеральном законе № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" заложено, что с 1 января 2009 года неперепрофилированное или не предназначенное для решения вопросов местного значения имущество отойдет в федеральную собственность. То есть вся недвижимость, непредназначенная для решения вопросов местного значения, которую мы не реализуем в будущем году, для города будет потеряна.
- Об этом было известно, по крайней мере, с 2004 года, но недвижимость реализовали не ахти какими темпами. Разовый выброс большого числа объектов может привести к снижению стоимости муниципального имущества, и оно уйдет за бесценок…
- Не соглашусь. К уменьшению стоимости приведет увеличение объемов торговых площадей в городе. Если сейчас все торговые площади востребованы, они имеют свою, достаточно высокую, стоимость. Магазин "Букинист" на Крестовой улице при стартовой цене около 5 млн. рублей продали за 12,5 млн. В настоящее время 10 площадок в городе отдано под строительство торговых комплексов, на них будет построено 15-25 тысяч кв. м торговых площадей. Несомненно, такое увеличение количества приведет к снижению стоимости торговых объектов, а имущество, как и любой другой товар, надо продавать на пике его стоимости. Помещение, которое мы в 2008 сможем продать за 30 млн. рублей, в 2009 году едва-едва уйдет за 20 млн. Это первое. Второе: если у меня есть свободные деньги, одно помещение в аренде, а второе в собственности, как вы думаете, куда я буду эти деньги вкладывать?
- В собственность.
- А в арендованное имущество - постольку-поскольку. У нас перед глазами пример Ярославля, где несколько лет назад Виктор Волончунас хлопнул кулаком по столу и сказал своим департаментам: "Вот вам план, продайте имущества на 500 млн." Были крики, стоны, вопли, угрозы пойти на демонстрацию, но политическая воля сыграла свою роль, в итоге имущество было продано.
- Рыбинские предприниматели тоже грозят демонстрациями…
- Предпринимателю надо понять: если он хочет оставить за собой помещение, пусть залезет в кубышку, либо сходит в банк, возьмет кредит в участвует на общих основаниях в торгах, которые будут проведены по арендуемым им помещениям.
- Предприниматели ждут закона, который вернет имущественное право арендаторам…
- Об этом законе говорят уже 4 года: вот-вот, пройдет немного времени, и арендаторы будут иметь преимущественное право. Но этого закона как не было, так и нет. А 131-й закон уже вступил в силу, и через год по нему муниципальное имущество будет переводиться в федеральную собственность, город и имущество потеряет, и денег не получит. Да, надо продавать, это же очевидно.
- Предприниматель взял кредит, вложил средства в муниципальное имущество, сделал из своего магазина картинку, существенно увеличив стоимость. И теперь он должен опять брать кредит, чтобы на общих основаниях выкупать то, за что еще не расплатился…
- А есть другие примеры. Когда арендаторы годами не ремонтируют арендуемые помещения, доводя их до неприемлимого состояния. Небезызвестный предприниматель заявляет, что он возглавляет организацию "Опора России", а арендованный магазин в порядок привести не может. Он станет опорой России тогда, когда купит этот магазин, и деньги пойдут на реализацию социальных программ. А пока - он на Россию опирается. Но и его можно понять: вкладывать деньги в чужое имущество нерационально. У предпринимателя два пути. Он может пойти в банк, выкупить собственность и за счет дохода, который приносит его торговля, погасить кредит. Если он представит в банк инвестиционный проект, имеет налаженный бизнес, хорошую кредитную историю, ему могут дать кредит на 10 лет. Он потом еще спасибо скажет за то, что Совет депутатов своим решением понудил его к выкупу магазина.
Второе: если его бизнес имеет социальное значение для города, а собственником помещения станет кто-то иной, мы можем ввести обременение при приватизации и обязать сохранить арендатора назначение объекта на длительный срок. Например, рынок № 3 на улице 9 Мая продан с обременением: собственник обязан сохранять назначение объекта в течение пяти лет.
- Но собственник может увеличить расценки…
- Может. Поэтому действующий арендатор должен выбирать: либо идти в арендаторы к частнику, либо самому становиться собственником. Но у города другого выхода нет.
- Говорят, москвичи и ярославцы выкупят все, и наши предприниматели, став их рабами, будут платить по завышенным расценкам…
- Это лозунги, в действительности все не так. Завышенные расценки существуют только при монополии, но нет в природе такого москвича или ярославца, который придет и скупит все. Приедет 10 москвичей и 10 ярославцев - и они будут конкурировать с рыбинскими предпринимателями. А конкуренция как раз и снижает цены. Чтобы вступить в эту борьбу, надо меньше тратить на потребление: не "Мерседесы" покупать и не в Финляндию ездить, а думать о будущем бизнеса.
- Я согласна, что предпринимателю выгоднее иметь помещение в собственности. Сейчас они каждый год под дамокловым мечом: включат или нет в план приватизации… Но все же то, как он содержал помещение все эти годы - вкладывал ли деньги в магазин, благоустраивал ли территорию - учитывать нужно.
- Я понимаю их боль и не могу отвечать за весь Совет, может, он исключит объекты, содержащиеся в образцово-показательном состоянии, из плана приватизации. Но с 1 января 2009 года этот магазин нам принадлежать уже не будет, и какие примут государственные ставки арендной платы, никому не известно. Поэтому лучший совет: купить магазин. Конечно, может, придется поясок затянуть, но через три, пять, семь лет у предпринимателя и собственность будет, и кредит будет погашен, а платить он будет налог на имущество, который ниже любой арендной платы.
- А городу действительно выгодно продать недвижимость, ведь дойную корову можно и за раз съесть, а можно десять лет доить?
- Магазин "Букинист" площадью 150 кв. м был продан за 12,5 млн. рублей - это арендная плата за 73 года, которую мы собрали единовременно. Столько ни одна корова не живет.
Беседовала Ирина Коновалова.
|